Известный историк моды, телеведущий и коллекционер рассказывает:
* Я люблю ирисы, пионы, настурцию и жасмин. И обожаю розы – они долго и красиво цветут. Помимо эстетского удовольствия, выращивать королеву цветов практично. Ведь в отличие от большинства цветов, которые радуют нас всего один сезон, роза – многолетний кустарник.
Розы я стал разводить, унаследовав имение в Павильнисе в 90-е годы прошлого века. Но Литва не обладает нужным климатом, и каждый год розы в моем саду вымерзают. Поэтому я не могу считать свой опыт садоводства успешным. В то же время все розы, которые я посадил в своем доме во французском регионе Оверне, прекрасно себя чувствуют. Розам необходимо тепло – либо теплица, либо укрытие, для возведения которого в Литве у меня просто нет возможностей. Поэтому каждый год я вынужден покупать новые саженцы.
- Недавно я приобрел себе красивую квартиру в Анталье в доходных домах в резиденции «Оскар», которую оформил в теме голливудских звезд. Квартиру на первом этаже я выбрал именно из-за хорошего палисадника. И там, где температура воздуха в январе не опускается ниже отметки плюс 20 градусов, я высажу такие розы!
Саженцы я заказываю в английской фирме David Austin. Ее хозяин – гений садоводства, в его богатом ассортименте есть даже исторические сорта роз начиная с античности: древнегреческие и древнеримские, эпохи Ренессанса и готические. Моя страсть – старинные английские сорта роз со множеством лепестков, напоминающие пионы, а не одиночные голландские. Кстати, как выяснилось, Голландия – только европейский перевалочный пункт для этих сортов, которые привозят из Эквадора и Кении.
- Единственное, чего нет у David Austin, – русских сортов роз. Хотя их, как выяснилось, гораздо больше, чем в моем в саду. Недавно я приобрел книгу, изданную садоводом Ливадийского дворца (последнее сооружение, воздвигнутое в Российской империи для семейства Романовых в Южном Крыму. – Прим. ред.). Сад этого дворца – единственное место на территории бывшей России, где в теплом климате сохранились розы царского времени. Большевики не успели их «почикать», как в Царском Селе, где не осталось ни одного цветка.
Точно такая же печальная участь, кстати, в те годы постигла русских псовых борзых и русских голубых кошек – большевики их перестреляли. Сегодня эти породы снова завозят в Россию из-за границы, где они благополучно сохранились.
В Ливадии же можно найти все сорта русских роз добольшевистской России. Названы они в основном в честь помещиков, генералов и лиц царской семьи: «Великая княгиня Мария», «Великая княгиня Ольга». У меня в саду цветет «Генерал Шаплыгин», выведенный в честь героя Русско-турецкой войны. Это роза очень редкого цвета – медная, почти коричневая, мужского характера. Мы к таким не привыкли. Растет у меня в саду и белая роза «Царица северная», сохранившаяся в Финляндии. Есть розы «Франко-русский союз», «Чайковский» и «Звягинцев», названная в честь помещика, – маленькая желтенькая и вьющаяся.
В саду Ливадийского дворца есть даже сорт, названный в честь моей любимой певицы Людмилы Лопато. Оказывается, в Зимбабве растут целые плантации этой букетной розы. Преимущество русских сортов роз в том, что они должны неплохо прижиться в балтийском климате.
Следить за розами в Литве мне помогают помощники, а во Франции – сосед мсье Моне. Ведь сам я бываю на угодьях наездами. Профессиональный садовод должен проводить посадки в определенные месяцы – а у меня же съемки «Модного приговора»!
* Говорят, что цветы хорошо растут лишь у того, кто с ними разговаривает. Но у меня другое ухищрение – поливать их мочой, разведенной пополам с водой, как научила меня мама. Розы очень любят щелочную среду, так что содержимое ночного горшка вам очень пригодится! Еще полезно положить медную монетку на дно ямки, куда вы собираетесь высадить розу – эти цветы очень любят окись меди.
Раньше я часто провозил розы для своего сада в багаже. Умудрился таким образом завести один саженец и из Японии, несмотря на карантин. Еще до того, как балтийские страны вошли в ЕС, со мной приключилась забавная история. Сотрудница вильнюсского аэропорта по имени Роза не разрешила мне пронести через границу привезенную из Франции старинную английскую розу. Меня вынудили сдать цветок в ветеринарную службу на хранение до моего возвращения во Францию. Спустя неделю я улетал в Париж, приехал в ветеринарный пункт со своим водителем, забрал розу, вручил ему, а сам сел на самолет и улетел.
- Сегодня все стало гораздо проще, и розы не надо нелегально ввозить в багаже. У компании David Austin можно купить саженцы и по телефону, и через Интернет. Платишь карточкой – и тебе присылают розы в прекрасной упаковке. Всем рекомендую! Самые дорогие саженцы в каталоге David Austin стоят всего 24 фунта. Скидки тоже бывают. Можно купить три розы за 29,99 фунта, а если покупаете скопом – выйдет еще дешевле. Правда, пик продаж в Англии – декабрь – февраль, к марту роз почти не остается.
- Говоря о розах, необходимо затронуть и тему хорошего вкуса в букетах. Русская традиция дарить огромные охапки роз мне не очень нравится: потом совершенно непонятно, в какой сосуд их ставить. Пусть лучше в букете будет три розочки, но от души подаренные. Рекомендую женщинам учить уму-разуму любителей широких жестов по примеру Эвелины Хромченко – моей соведущей программы «Модный приговор». Она так поучала одного дарителя: «Если вы такой нахал и дарите мне сто роз, то и вазу для них вручите!» Действительно – не в пластмассовое же ведро потом ставить такую красоту?
Записала Юлия Румянцева
(с) журнал "Лилит" (Рига)
Свежие комментарии