ГОРТЕНЗИЯ МЕТЕЛЬЧАТАЯ И КРУПНОЛИСТНАЯ
Начиная с мая, наступает период, когда лучше всего обрезать гортензии, формируя куст нужной формы, считает коллекционер гортензий Георгий ЩЕРБИНА. Его сад - это чудное собрание гортензий самого разного цвета и формы. Но любимые гортензии садовода - метельчатая и крупнолистная...
мм
Первую в своей жизни гортензию я встретил на заре своей юности в саду у Владимира Ильича. Она, словно невеста, укутанная клубами белоснежных соцветий, гордо возвышалась над клумбой, окружённой тёмно-зелёными туями.
Невестой оказалась гортензия метельчатая (Hydrangea paniculata), а Владимиром Ильичом — цветовод-любитель. Познакомился я с ним ещё в прошлом веке. Свою «невесту» он растил на штамбе, регулярно удаляя нижние и слабые ветви, направляя остальные вверх, к солнцу. А поскольку у этой гортензии каждая ветка оканчивается пирамидальным соцветием, достигающим подчас 30 см, то становится ясно, отчего она выглядела столь эффектно.
Гортензия метельчатая ‘Grandiflora’, а именно о ней речь, интересна ещё и тем, что на протяжении лета её цветки меняют окраску: сначала они зеленоватые, затем белые, а осенью, отцветая, розовеют. Она зимостойка и давно культивируется в средней полосе и даже севернее.
В последние годы в наших садах появились и другие зимостойкие виды, тоже белые: г. древовидная (H. arborescens), родом с востока Северной Америки, и г. Бретшнейдера(H. bretschneideri) из горного Китая. Они неплохо растут на щелочных почвах. Но это, скорее, исключение из правил.
А основных правил для тех, кто решил разводить эту культуру, всего два.
Первое: гортензия не переносит известь и щелочные почвы.
Второе: гортензия влаголюбива. На это прямо указывает и её латинское название Hydrangea, что означает «водная». Тогда я получил черенок и вырастил у себя ‘Grandiflora’. О других гортензиях даже не помышлял. Ибо собирал луковичные, занимался селекцией турецкой гвоздики, люпинов, дельфиниумов и даже лакфиоли...
Скоро понял, что самому сеять и выращивать цветы и дешевле, и интереснее. Благо было где. Я был молод, энергии хватало и, вступив в секцию цветоводства Московского общества испытателей природы, которой руководила проф. Н. Базилевская, стал её помощником. Познакомился почти со всеми цветоводами Москвы, а у многих бывал в гостях. Естественно, собрал в своём сад у большую коллекцию растений.
C гортензией крупнолистной (H. macrophylla), или садовой, подружился не сразу. Прежде видел её лишь как оранжерейную культуру.
Потом три саженца получил от своих товарищей.Тогда по работе я много ездил по стране. Садом занимался урывками и гортензии временно прикопал, причём в самом неподходящем для них месте — под сосной и ту ей, где вечная сухость. И, можно сказать, забыл о них на двадцать лет.
Они не цвели, но и не погибли, взамен обмерзающих веток вырастали новые, из последних сил цеплялись за жизнь. И однажды случилось чудо: после снежной зимы и дождливого лета одна из них перешла к решительным действиям, чтобы обратить на себя моё внимание. Зацвела. Её нежно-розовая шапка покорила моё сердце и вызвала угрызения совести. Заглаживая свою вину, нашёл подходящее место и осенью высадил туда две гортензии. Третью, более хилую, каюсь, определил на задворки. Тогда-то и началась моя работа по приручению этих южанок. Что им необходим регулярный полив и укрытие на зиму, я понял сразу. Но этого оказалось мало. Будто наказывая меня, цвести в первый год они отказались. Боясь потерять вновь обретённые гортензии, я срезал и укоренил черенки. Растения уже через год зацвели. С них тоже срезал черенки и укоренил. И так несколько поколений, пока не получил мощные и обильно цветущие кусты. Постепенно повысилась и их зимостойкость, хотя в некотором укрытии они всё же нуждаются.
Всё, о чём я до сих пор рассказывал, относилось к тем первым двум кустам гортензии крупнолистной, которые я усиленно окультуривал. А как же тот, высаженный на задворках изгой? Он преподнёс свой сюрприз. И ещё какой! Через четыре года он выбросил соцветия очень крупных малиново-красных цветков. Это явно была та самая гортензия, которая продавалась в горшках, а тут выжила в суровых садовых условиях Подмосковья. Разумеется, и к ней я применил ту же систему: черенковал и выращивал, и снова черенковал, отбирая самые устойчивые и красивые.
Какого же роду-племени тогда две другие мои гортензии? Предполагаю, что это дикий или слегка окультуренный вид, разводившийся в садах до появления крупноцветных гибридов. Я припомнил, что подобные гортензии видел на Адриатике, на горных склонах в Дубровнике. Оба подарка в моём саду прекрасно дополняют друг друга.
Первые зацветают в начале июля и пышно цветут до конца августа. В середине июня к ним подтягиваются мощные крупноцветковые и цветут почти до октября.
Крупнолистную гортензию называют «переменчивой». Ибо в зависимости от кислотности почвы она меняет цвет. Напомню, что все гортензии любят кислую почву, а крупнолистные на щелочных и вовсе отказываются расти.
У видовой гортензии розовые цветки, но если увеличить кислотность почвы, добавив торфа или компоста, они окрасятся в голубой и даже синий цвет, красно-малиновая станет сиреневой и даже тёмно-лиловой красавицей. Но если растение предстаёт перед нами не в своём природном цвете, то оно демонстрирует многоцветье. Не бывает так, чтобы куст был сплошь голубым или лиловым. Обязательно часть соцветий будет другого цвета или оттенка, более того, некоторые окрасятся и тем, и другим одновременно, делая кусты неповторимо нарядными.
У этих гортензий свой характер, свои причуды. При всех, казалось бы, равных условиях, они каждый год меняют палитру своих красок.
иии
Посадка гортензии
Если вы решили завести крупнолистную красавицу, то место для посадки выбирайте в полутени, подальше от корней крупных деревьев. Яму под посадку готовьте, как для пиона, только чуть мельче: 60—60—40 см. Наполните её компостом, торфом, дерновой землёй. Чем больше положите верхового торфа, тем больше на кусте будет голубых, сиреневых и лиловых соцветий. Целесообразно сажать сразу два-три куста, регулируя торфом будущую расцветку.
Гортензии практически не болеют и не повреждаются вредителями. А если вдруг стали желтеть листья, значит, в почве не хватает солей железа и их следует восполнить.
и
Укрытие гортензии
Самое слабое место у гортензий — цветочные почки. Они закладываются на концах молодых сильных побегов, а у цветущих веток на пазушных побегах. Потому их-то и нужно укрыть, прежде всего.
Будучи прижатой к земле и прикрытой почвой, торфом или листьями, даже снегом, почка не погибнет, хотя и земля, и укрывающий материал промёрзнут. А над снежным покровом мороза не выдержит.
Я ещё на всякий случай подсыпаю землю или торф в середину кустов. Если ветка старая и толстая и вы ею дорожите, то под её изгиб подложите подходящую чурку или кирпич, чтобы она не сломалась под тяжестью снега.
Эту особенность гортензии широколистной надо иметь в виду и весной, когда случаются заморозки, а с неё уже снято укрытие. В этом случае ветки либо снова прижимают к земле, либо набрасывают на них двойной слой лутрасила. Под снегом или другим укрытием почки защищены от перепада температур, а те, что над снегом, легко прогреваются в оттепель. Гортензии, они такие отзывчивые на тёплое отношение к себе и готовы уже распустить свои почки, решив, что худшее, то бишь морозы, уже позади.
ттт
Обрезка гортензий
Весной некоторые ветки кажутся сухими, а почки мёртвыми. Не спешите их срезать, почки, как правило, пробуждаются, хотя и с большой задержкой. Некоторые считают, что осенью гортензии следует обрезать, оставляя пеньки в 30—50 см. Я не согласен. Считаю, что осенняя обрезка нужна лишь при пересадке или делении куста. В это время логично заняться формировкой куста, какие-то ветви укоротить, а слабые вырезать. При этом следует подрезать и корни, особенно длинные и повреждённые.
А плановое формирование куста лучше осуществлять не раньше мая, когда появляется листва и становится видно, какие ветви повреждены, сломаны и их можно пустить на черенки. Но надо иметь в виду, что одревесневшие черенки укореняются дольше зелёных. Те же ветки, которые поздно и не до конца распустили листья, надо обрезать над сильной розеткой.
Георгий ЩЕРБИНА.
Фото Лины МАЦУК, Татьяны ШИКАНЯН, Александра РЕБРИК, Вадима БОРОВКОВА.
фото метельчатой гортензии Левана из сада Людмилы
Свежие комментарии